Обессиленная кровавой Смутой Россия тяжело восстанавливала хозяйство. Во главе страны был поставлен шестнадцатилетний Михаил Романов. «В первые годы своего царствования царь Михаил правил с постоянною помощью земского собора…Михаил устраивал так, что вместе с его указами посылались повсюду одинаковые указы и от собора, а вместе с его чиновниками ехали для важнейших поручений и соборные «послы» (Платонов Сергей Федоровича).
Эта выписка сделана из его «Учебника русской истории». Заинтересовал факт единства народа, его выборных из земского с собора, и царской власти. Парадоксальная ситуация заключалась в том, что в этом единстве на обломках Московской Руси создавалось крепостное государство.
В Московской Руси у крестьян было право перехода, зафиксированное в Судебниках 1497 г. и 1550 гг. Это право соответствовало полуоседлому земледелию, но в 16 в. широко стало распространятся трехпольное земледелие, которое показывало наилучшие результаты при оседлом крестьянском хозяйстве. Трехпольное земледелие привело к появлению нового правящего класса – мелкопоместного дворянства.
Право перехода крестьян стало мешать рациональному ведению земледелия, плодородие почвы в центральных районах страны истощилось, разразился экономический кризис, от которого в первую очередь страдали дворяне и их крестьяне. Кризис земледелия привел к голоду и гражданской войне - Смуте.
В результате Смуты к власти пришло мелкопоместное дворянство, которое было заинтересовано в развитии трехпольного земледелия, а потому с самого начала, еще на Земском соборе 30 июня 1611 г., выразило свое требование «по сыску крестьян и людей отдавать назад старым помещикам». Это требование было удовлетворено и положено в основу крепостного права.
В этом переходе от Московской Руси к крепостной России главное то, что трехполье было дополнено крепостным правом: способ производства, возникший при прежнем строе, был дополнен адекватным производственным отношением. Это гармоническое единство стало экономическим основанием будущей империи. Оно обеспечило почти трехсотлетнее процветание населения не только Московского княжества, но многих соседних с Россией народов, вошедших в состав империи.
Привлекает внимание то, что данный переход соответствует основному методологическому приему, сформулированному Гегелем в отношении категорий нечто и другое: «нечто становится другим, …в своем другом приходит к самому себе». По-простому можно сказать: новое происходит из старого и сохраняет свою основу, которая возникает в прошлом. Московская Русь становится крепостной Россией, становится другой, а оседлое крестьянство и мелкопоместное дворянство, возникшие в Московской Руси, оказываются основой нового государства, приходят к самим себе.
Можно сделать вывод, что философия Гегеля –единственная наука, которая теоретически описывает процесс смены общественных формаций, значит, только она позволяет превратить историческое повествование в точную науку.
Но какое отношение все сказанное имеет к современной России? В СССР возникло централизованное промышленное производство, которое вошло в противоречие с наёмным характером труда. Это привело к распаду страны в 1991 г. В современной России сохраняется то же противоречие и аналогичные негативные тенденции.
Только разрешение противоречия путем отмены наемного труда обеспечит выход России из перманентной стагнации производства. Ликвидация наемного труда устранит отчуждение людей от общественного богатства, будет уничтожена зависимость граждан государства от личных доходов, форма распределения будет соответствовать общественному характеру производства.
Когда государственная промышленность получит адекватное производственное отношение, она станет экономической основой для новой общественной формации, всемирной империи свободных от нищеты и одиночества людей.
Комментарии (0)